Логопед после инсульта помогает пациенту справиться с нарушениями речи, возникшими как последствие инсульта. Такое нарушение называется афазией, и она бывает нескольких видов: тотальная (человек совсем не может разговаривать), моторная (пациент издает только отдельные несвязные звуки), сенсорная (больной не понимает, что ему говорят) и прочие.
Формы расстройства речи после инсульта: классификация афазии
После инсульта у пациентов возникают системные речевые расстройства. Наиболее частые из них – дисфония (сложный патологический процесс, в ходе которого наблюдается нарушение голоса), дизартрия (дисфункция речевого аппарата, которая возникает из-за поражения нервной системы). После приступа у человека могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сложности произношения звуков, искажение фраз и слов, нечеткость речи.
Афазия при инсульте бывает нескольких видов:
- Тотальная – человек не может говорить и не понимает слов других людей.
- Моторная – пациент понимает фразы окружающих людей, но ответить полноценными предложениями не может. Он произносит отдельные звуки, но сложить их в единое целое не получается.
- Амнестическая – больному не удается называть предметы, он забывает нужные ему слова.
- Семантическая – невозможность человека воспринимать сложные речевые конструкции, простые словосочетания он понимает довольно легко.
- Сенсорная – у пациента сохраняется слух, голос, но он не воспринимает слова, которые говорят ему близкие и родные.
Для диагностики речевого расстройства следует обратиться к логопеду и пройти специальные исследования. Занятия со специалистом рекомендуется начинать в ходе лечения заболевания.
Логопедическая работа после инсульта очень важна, но занятия не должны нагружать больного (длительность одного урока примерно составляет от 5 до 10 минут). Максимальное время занятия не должно превышать 30 минут.
Чистые и явные афазии встречаются редко, поэтому занятия по коррекции речи назначаются в индивидуальном порядке.
Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта
Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.
Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:
- оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
- пораженного центра речи;
- вида афазии;
- обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).
Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.
Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.
Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.
Некоторые упражнения больной может выполнять с родными и близкими людьми. Например, они могут начать предложение «Сегодня очень хорошая по…», а пациенту необходимо продолжить «года». Таким же образом поется знакомая песня, больной присоединяется и подпевает. Таким образом тренируется память, возникают ассоциации.
Составление логопедической программы
Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.
В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.
Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.
Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного. Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому. Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.
Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.
Почему так важно приступить к реабилитации
Ишемический инсульт – резкая недостача кровоснабжения с последующим разрушением определенного участка мозга. Чем обширнее участок – тем тяжелее последствия. Это ситуация, где первым делом борются за жизнь пациента. Уже позже анализируют степень поражения и приступают к восстановительной терапии.
После ишемического инсульта появляются поврежденные мозговые клетки, реанимировать которые невозможно. Задача в том, чтобы приспособить пациента к жизни с оставшимися здоровыми клетками. Это происходит не сразу. Требуются недели, месяцы, а иногда и годы.
В реабилитации должен быть заинтересован не только сам больной, но и его близкие.
Восстановление после инсульта – тяжелый и длинный путь, который так необходим пострадавшим. Проблемы с речью находятся на втором месте после двигательных дефектов. Однако, многие больные частично, а то и полностью приходят в норму. Все это требует силы воли и каждодневного труда.
Начинать реабилитационные процедуры нужно как можно раньше, не затягивая. Последующая работа, как правило, проводится всю оставшуюся жизнь. Сюда входят не только специальные занятия, но и меры по предупреждению повторного приступа.
Наибольшие продвижения у больных отмечаются именно по части возобновления речевой функции. Самые заметные результаты проявляются в первые шесть месяцев. После года сдвиги будут минимальными.
То есть наибольший эффект дает лечение, проведенное в первые месяцы, после сосудистой катастрофы. Вот почему так важно начинать действовать как можно раньше.
Особенности работы родственников больного с логопедом-афазиологом
Очень часто логопеды советуют родным присутствовать на уроках, чтобы потом они могли заниматься с больным дома. Родственникам больного необходимо знать, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях. А присутствие на занятии позволит освоить технику выполнения упражнений и правильно их повторять. Добиться хорошего результата можно лишь при тщательной и регулярной ежедневной работе. Немаловажной является психологическая поддержка.
Рекомендации родным, которые чаще всего дают логопеды:
- стоит постоянно разговаривать с больным, таким образом он будет чувствовать себя нужным и не отстраненным от общества;
- не нужно показывать свое недовольство, если результаты восстановления речи незначительны или если человек неверно выполняет задания;
- следует излучать оптимизм (человек почувствует позитивный настрой и будет стараться еще больше);
- заниматься следует не более получаса в день.
Если члены семьи будут следовать этим правилам, человек, перенесший инсульт, сможет быстрее выздороветь.
Прогноз лечения
Самые тяжелые повреждения тканей мозга происходят при ишемических инсультах в лобной, височной и теменной областях. Это бассейн средней мозговой артерии. Прогноз лечения зависит от тяжести повреждения и своевременности терапии. Чем раньше начнется лечение, тем успешнее будет восстанавливаться речь.
Согласно статистике, речь у выживших пациентов при соблюдении всех рекомендаций врачей восстанавливается:
- После тяжелых повреждений в 55% случаев.
- У пациентов, перенесших инсульт средней тяжести в 76% случаев.
- После легких повреждений в 92% случаев.
При отсутствии необходимых реабилитационных мероприятий вероятность восстановления способности произносить и понимать слова не превышает 15%.
Лучше всего восстанавливаются молодые больные. У них моторная афазия может проходить спонтанно, правда, вместе с этим развивается заикание.
Лучшие упражнения для восстановления речи после инсульта
Упражнения для восстановления речевого аппарата выполняются в кабинете доктора или дома. Они направлены на разработку артикуляционных мышц и нервных окончаний. В начале реабилитации упражнения выполняются один раз в день, затем через каждые три дня их количество увеличивается. Максимальное количество повторений одного упражнения – семь раз. Упражнения после инсульта для восстановления речи делаются не более 3 раз в сутки.
Очередность выполнения:
1. Вытягиваем губы трубочкой и в таком положении «застываем» на протяжении 5 секунд.
2. Вытягиваем шею вперед и высовываем язык. Манипуляция занимает 3-5 секунд.
3. Вытягиваем язык и касаемся правого, затем левого уголка губ.
4. Сильно надуваем щеки, ждем 5-10 секунд.
Логопедические упражнения в домашних условиях после инсульта – это действенный способ восстановления речи. Медики также рекомендуют при невнятной речи делать массаж языка обычной зубной щеткой (манипуляция расслабляет орган).
Суть логопедического массажа после инсульта
Целью логопедического массажа является увеличение подвижности органов артикуляции, уменьшение слюнотечения, стимулирование речевой зоны коры головного мозга, значительное увеличение амплитуды и объема движений языка, разработка мышц лица, нормализация тонуса мышц.
Разновидности массажей после инсульта:
- пальцевый;
- зондовый;
- с помощью зубной щетки.
Длительность манипуляции варьируется от 15 до 20 минут. Максимальный курс терапии – 20 дней, затем следует сделать перерыв – 1,5-3 месяца. Для массирования, человеку нужно лечь, сесть или находиться в полулежачем положении. Желательно ходить на процедуру к логопеду, который владеет техникой выполнения массажа.
Противопоказана манипуляция при судорогах, повышенной температуре, воспалениях, диатезе, аллергиях, стоматите, увеличении лимфоузлов, психических расстройствах, усталости, конъюнктивите.
Причины возникновения дизартрии
Дизартрия возникает при повреждении определенного участка головного мозга, что может быть следствием инсульта мозжечка или ствола головного мозга. При дизартрии нарушается подвижность артикуляционных органов: губ, неба, языка, вследствие чего речь больного становится невнятной, глухой и вялой, нечленораздельной либо полностью отсутствовать.
Чаще всего развитие данного состояния связано с параличом той или иной голосовой связки – при параличе правой стороны не происходит полного закрытия правой голосовой связки, при параличе левой стороны, соответственно, левой голосовой связки.
Частые вопросы
Какие нарушения речи могут возникнуть после инсульта?
После инсульта могут возникнуть различные нарушения речи, такие как афазия (потеря способности понимать и выражать речь), дисартрия (нарушение артикуляции и произношения звуков), а также дисфония (нарушение голоса и речевого дыхания).
Какие методы реабилитации помогают восстановить речь после инсульта?
Для восстановления речи после инсульта применяются различные методы реабилитации, включая логопедические занятия, речевую терапию, а также использование коммуникативных технологий, таких как аугментативно-альтернативная коммуникация.
Как можно помочь человеку с нарушениями речи после инсульта в повседневной жизни?
В повседневной жизни человеку с нарушениями речи после инсульта можно помочь, используя простые и понятные выражения, давая ему время на выражение своих мыслей, а также поддерживая его в общении и стимулируя использование речи в различных ситуациях.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту. Если у вас или у вашего близкого после инсульта возникли нарушения речи, важно обратиться к врачу-логопеду. Он проведет необходимое обследование и разработает индивидуальную программу реабилитации, которая поможет восстановить речевые навыки.
СОВЕТ №2
Практикуйтесь в повседневной жизни. Для восстановления речи после инсульта важно постоянно тренироваться. Пользуйтесь различными методиками, предложенными логопедом, и применяйте их в повседневных ситуациях. Например, попросите близких задавать вам вопросы, чтобы вы могли отвечать на них и тренировать свою речь.
СОВЕТ №3
Используйте поддержку окружающих. Речевые нарушения после инсульта могут быть сложными для пациента, поэтому важно получать поддержку от близких и окружающих. Попросите их быть терпеливыми и помогать вам в повседневных ситуациях, например, повторять вопросы или давать подсказки при затруднении в речи.